На рассвете веры

Просмотров 341

Путь к вере и к храму у каждого свой, и у многих он устлан тернием скорбей и болезней. Мы все, по сути дела, духовно больны, обременены многими немощами, недугами и скорбями. А Врач у нас один – Господь Иисус Христос, и поиск исцеления, утешения приводит многих в Церковь.

У призванных новоначальных, «начинающих прихожан», возникает множество вопросов – от азов веры до моральных, этических, нравственных, богословских. Как правило, христианин, переступивший порог храма, переживает чувство «первой любви» – ему все интересно, он наполнен радостью и рвением, сердце горит от прикосновения благодати. Он начинает свой путь, и многое зависит как от него самого, так и от окружающих его членов Церкви Христовой – от бабушки, стоящей у подсвечника, до священника, от которого он слышит проповедь и у которого исповедуется.

Сразу оговоримся, что Православие – это не секта, где пришедшему оказывается повышенное внимание и ласка и где таким образом человека привлекают в ряды религиозного сообщества, в котором он не найдет спасения. В Православии все намного тоньше, и только в нем христианин может обрести и сохранить дух истинного христианства, найти тот единственный путь спасения бессмертной души. И это не пустая пропаганда, утверждаемое выстрадано многими судьбами тех же бывших протестантов, опытно обретших этот путь. В подтверждение можно привести факт религиозной жизни Запада, где целые общины протестантов нашли, усвоили для себя Православие. Каждый православный делает в своей жизни серьезный, решительный шаг – идти за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю трудность пути.

С.И. Фудель писал: «Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознает себя стоящим около действительной святости Церкви… Наше бытие в Церкви – это не право наше, а всегда чудо и Нечаянная Радость». И эта Радость не должна омрачаться косым взглядом знакомого прихожанина, чьей-то невинной шуткой или нелепыми обидами… В душе православного человека должны царить мир и любовь, а проявление этих чувств и есть радость – как состояние души, заповеданное нам в Евангелии: «будьте всегда радостны…». Да, трудно. Да, порой непосильно. Да, нередко мир душевный возмущается, как водная стихия. Но надо идти наперекор самому себе, своим страстям и эгоизму. Церковь протягивает руку, подает помощь – и через таинства, и через святоотеческие труды, и обыденными, простыми происшествиями, порой неожиданными. Святые достигали радости пасхальной, например, преподобный Серафим Саровский встречал каждого словами: «Христос Воскресе!»

У человека, только перешагнувшего порог храма, возникает множество вопросов: от того, как правильно совершать крестное знамение, до того, как исповедаться и причаститься… Все они сводятся к вопросу: как жить истинной жизнью Церкви и как в конечном итоге обрести спасение? Решение этих вопросов занимает порой всю жизнь… Человек воцерковленный может оказать доброе влияние на начинающего осознанную церковную жизнь – добрым словом, делом, собственным примером. Немалым в деле спасения является и участие духовника – священника, который знает прихожанина, его жизненные обстоятельства, грехи, страсти и немощи. А следовательно, понимает, какую оказать помощь и какое дать духовное лекарство.

Главным для человека, вошедшего в храм, является вера. А если что-то непонятно, можно обратиться за советом к любому молящемуся, памятуя о том, что делать это надо без амбиций и самолюбования. Нужно просто подойти и вежливо задать интересующий вас вопрос. Для новоначальных и людей, только что перешагнувших порог храма, существует множество книг, в которых просто и понятно преподаются основы Православия – от объяснения, например, устройства храма, святых предметов, его наполняющих, до того, как подготовиться к причастию. Человек, регулярно посещающий богослужения, прибегающий к таинствам, непременно приобретает ценный опыт религиозной жизни.

Практически каждый христианин проходит стадию неофитства, которое некоторые называют «естественной болезнью роста». Что же это такое? Неофит (в буквальном переводе с греческого – «недавно насажденный») – новообращенный в какую-нибудь религию, то есть новичок. Он испытывает духовный рост, его поступки могут не совсем соответствовать правильному пониманию веры. В то же время будет неверным придавать этому понятию отрицательный смысл. Неофита можно сравнить с подростком – он только начинает свой путь к взрослению.

Многое после пробуждения от семидесятилетнего атеистического сна было забыто. Но, и это неоспоримый факт, горение многих душ православной верой готовит расцвет Церкви, который был предсказан и обещан, как утешение, святыми отцами.

Александр СОРОКИН

Просмотров 341

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *