О святом Причастии

Просмотров 436

В последние десятилетия в Православной Церкви обозначилось явление, именуемое евхаристическим возрождением. Выражается оно в желании многих мирян более часто, чем ныне принято, причащаться Святых Христовых Таин. Как соотносится это явление со Священным преданием Церкви?

Участие в Божественной литургии – Евхаристическом собрании – является основным выражением жизни Церкви. Для древнего церковного сознания было немыслимо уклонение от участия в Божественной литургии и причащения Святых Христовых Таин за литургией. Это участие было не долгом и обязанностью, а радостной потребностью христиан: верующие собирались на Трапезу Господню, которая устраивалась для всех. Были больные, престарелые, далеко живущие, занятые или рабы, которым Святые Евхаристические Дары по окончании Божественной службы относились на дом. Но не было добровольно уклонившихся от причащения. Однако не должно создаваться иллюзии о бесконтрольной вседозволенности для участников Божественной Трапезы: «…Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» – писал святой апостол Павел (1 Кор. 11, 27-29).

«Рассуждение о Теле Господнем» означает непрестанное памятование о том, что участие в Евхаристическом собрании несовместимо с греховной жизнью. С именем святого апостола Павла связано и первое упоминание о канонических прещениях (церковных дисциплинарных наказаниях), применяемых Церковью для уврачевания грехов (1 Кор. 5). Эти наказания именуются епитимиями и предполагают в большинстве случаев отлучение согрешивших от Святого Причастия на разные сроки. Так, в соответствии с церковными правилами отречение от христианской веры под угрозой мучений влекло отлучение от причащения Святых Христовых Таин на 8-9 лет, добровольное отречение – пожизненное лишение участия в Таинстве Причастия, а убийство плода во чреве (аборт) – отлучение от Святых Таин на 10 лет (правила святителя Василия Великого 81-е, 73-е и 8-е).

В эпоху средневековья многолетнее отлучение стали заменять земными поклонами, усиленным постом, раздачей милостыни, исполнением монастырских послушаний и т.д. Основным же итогом исторического развития евхаристической и покаянной дисциплины стал переход от восприятия Евхаристии как общего для всех христиан дела к восприятию индивидуальному, а также редкое (2-3 раза в год) причащение Святых Христовых Таин. Святитель Филарет и другие русские подвижники благочестия XIX века, призывавшие, вопреки сложившемуся обычаю, к более частому причащению, стали предтечами евхаристического возрождения в Православной Церкви. Однако они не призывали к еженедельному причащению Святых Христовых Таин. И строгих канонических прещений древней Церкви, отлучавшей от Святой Чаши тяжко согрешивших на многие годы, никто не отменял. Фактическое бездействие этих правил проистекает от равнодушия многих христиан к литургической жизни Церкви.

Частота, с которой христианин приступает к Святой Чаше, – показатель напряженности его духовной жизни. Если он это делает, «чтобы все было хорошо», чтобы реже болеть и т.п., то скоро поймет, что создал для себя иллюзию, которая не реализуется. Ведь участие в Святой Евхаристии есть знак нашей готовности разделять со Христом не только Его славу, но и страдания, по неложному слову Самого Господа, обращенному при установлении этого Святого Таинства на Тайной Вечери к Его ученикам, а в широком смысле и ко всем нам: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиите за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк. 22, 28-30). Могу смиренно присоединиться к пожеланию святителя Филарета Московского, поддержанному несколько лет назад блаженнопочившим Святейшим Патриархом Алексием II, о желательности ежемесячного причащения Святых Таин для мирян – членов Православной Церкви.

Протоиерей Владислав ЛЕВЧЕНКО

Просмотров 436

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *