Житель Ставрополя устроил выставку артефактов со стихийных свалок
Просмотров 336
Создатель ставропольского экологического движения «Эко-город» Вячеслав Маркин с единомышленниками практически каждые выходные сажают деревья или убирают мусор в окрестных лесах.
Случается, в бесконечных стихийных свалках попадаются «эксклюзивные» или символичные вещи. И вот недавно экоактивист решил организовать выставку находок. В результате получилась весьма любопытная экспозиция, мимо которой не проходит ни один посетитель краевой библиотеки для молодежи имени В. И. Слядневой.
Экспонаты разместились за стеклом в шкафах, стоящих в холле. Содержимое полок, если попытаться разобраться самому, настоящая шарада: потрепанные куколки, фотографии, разбитые телефоны, книги и целая куча безделушек. Но Вячеслав Маркин — отличный экскурсовод. О каждой вещи может рассказать абсолютно все: место хранения, кто нашел и в каком году.
— Вот елочная игрушка советских времен. Металлическая часть, которой она цеплялась к ветке, уже, видимо, проржавела и сгнила в труху, а стекло — целое. Раньше говорили: если не разбил хотя бы одну игрушку, когда наряжаешь елку, значит, ты сделал что-то не так. А эта — сохранилась, — говорит Маркин и бережно достает очередной артефакт, который кто-то выбросил в одном из городских лесов.
Заметим, некоторые экземпляры вполне могли бы оказаться в историческом музее — так много они могут рассказать о том, как ставропольцы жили раньше. Те же карточки для таксофонов. Они сами по себе — ностальгическое напоминание о временах, когда мобильником еще не обзавелся каждый из нас. А рядом — флакончик из-под легендарных духов «Красная Москва», который, между прочим, еще сохранил аромат содержимого.
Интересно, какую историю скрывает заточка, сделанная из плоского куска железа с рукояткой из плотно намотанной изоленты? Или документы из военной части, выброшенные прямо через забор в «зеленку»? Грязнуля — находка для шпиона. Надпись на пластиковом окладе карманной иконы так и призывает: «Спаси и сохрани», и кто-то из экоактивистов спас его и сохранил — для выставки. Кстати, судя по рассказам, Маркину пора уже собирать иконостас. Там же, на полке шкафа, есть заламинированная бумажная икона Николая Чудотворца.
— На последнем субботнике наткнулись на икону Святой Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови. Между прочим, нашла ее До-Тхи Хои — девушка из Вьетнама. С нами убирают две иностранные студентки: кроме Хои, еще Фредерик из Габона, — говорит Маркин.
Экспонаты на выставке соседствуют с книгами на тему экологии из фонда библиотеки. Лишь одна выбивается из их числа, так как тоже обнаружена в лесу. Сразу бросается в глаза название — «Эйфория распада». Аннотация обещает тексты о наркомании, проституции и прочих пороках общества. При этом судьба конкретного экземпляра свидетельствует еще об одном пороке — неуважении к людям и природе.
Понятно, далеко не все предметы, достойные оказаться на экспозиции, попали сюда. По словам Вячеслава, ему особенно запомнились три находки, сделанные во время разных субботников в городских парках и лесах: «резиновая женщина», «кукла вуду» и свадебное платье. Но при всей их ценности хранить такие экспонаты затруднительно. Даже некоторые из вещей, которые все-таки оказались на полках за стеклом, поначалу, скажем так, доставляли некоторые неудобства. Маркин показывает на… лапти: смрад от них даже на балконе стоял сильнейший. Поэтому пришлось долго проветривать и «прожаривать» артефакт под летним солнцем, чтобы он перестал источать амбре.
Другое дело вещи небольшие: редкие по форме бутылки, обложка от абхазского паспорта, фотографии. Последние представлены тремя экземплярами. На одной запечатлен парень в армейской форме старого еще образца с биноклем в руках. На обратной стороне послание: «На память Рамиде (или Рашиде — не совсем разборчиво) от Алика». На другой — молодожены с гостями стоят перед Вечным огнем. Маркин по одежде и стилю причесок предполагает, что кадр сделан в восьмидесятые годы. Активист выставлял его в интернете в надежде, вдруг кто-то узнает себя или своих родных, но отзыва так и не последовало.
Еще один снимок стоит в углу, рядом с пластиковыми безделушками и бутылкой из-под коллекционного сувенирного коньяка «Газпром ХО» (ее, по иронии судьбы, нашла сотрудница горгаза). Края фотографии чуть свернулись, выступили рыжие пятнышки и ареалы, но черно-белое лицо не тронуто ни временем, ни суровыми условиями лесной свалки. Женщина на портрете не улыбается, наоборот, взглядом она будто осуждает зрителя за то, что он видит снимок не в семейном альбоме.
Именно после обнаружения этого фото, говорит Маркин, у него и появилась идея организовать экспозицию: вдруг хотя бы таким способом удастся предотвратить появление новых свалок. Но сам активист тут же признается: пока выставкой интересуются те, кто и так обеспокоен экологическими проблемами города.
— Те, кому тема интересна, придут, посмотрят. Но наша задача — достучаться до тех, кто оставляет мусор в лесу. И тут вопрос: как это сделать? Проекту восемь лет, и все время ищу ответ. Изменить человека, если он не захочет, очень тяжело. Можно только менять законы, ужесточать наказания, — сетует Маркин.
Он рассказывает, что до 2014 года у него вовсе не было мысли заняться уборкой. Наоборот, он лишь исполнял детскую мечту — сажал столько деревьев, сколько мог. Однако пришлось не только создавать новые леса, но и защищать старые. Тогда местные власти решили для строительства перинатального центра вырубить часть уникального зеленого урочища «Таманская лесная дача». Активисты выступили против: устраивали пикеты, подавали иски в суды.
— В каком-то из СМИ даже написали, что мы, мол, защищаем помойку, ведь лес тот совсем загажен. Чтобы доказать обратное, я через соцсети предложил организовать субботник для его очистки. На первый вышли семь человек. Через две недели провели еще один, — вспоминает Маркин. — Ребята в интернете стали рассказывать о других стихийных свалках, и мы начали регулярно расчищать их. Если в первый год мы провели четыре субботника, а во второй — пятнадцать, то в прошлом году — 42.
Между шкафами с экспонатами висят две карты — города и края, на которых флажками обозначены места, где «Эко-город» проводил акции. В Ставрополе таких мест — десятки. В регионе флажки также постоянно прибавляются.
— Символично, что флажок выпадает именно из Нефтекумского округа, — улыбается Вячеслав и втыкает флажок обратно. — Мы сажали там деревья, но они не прижились. Видимо, поливать было некому.
По словам Маркина, выставка — это лишь первый опыт. В будущем, считает экоактивист, она может вырасти в полноценный музей. Тем более что источник экспонатов для него, увы, неиссякаемый.
Мнение
Георгий Меликов, директор Ставропольского городского лесничества:
— Мы сотрудничаем с Вячеславом Маркиным и «Эко-город» на протяжении всего времени, что я работаю в лесничестве. Каждую неделю ребята убирают городские леса, высаживают деревья на улицах города и на зеленых территориях. Мы находимся на связи: где-то он нам помогает, где-то — мы ему. Это важное взаимодействие для сохранения природы города, содержания его в чистоте. Кроме того, когда жители Ставрополя видят, что кто-то просто из любви к городу и экологии убирает мусор, озеленяет улицы, следит за тем, что происходит вокруг, они не остаются равнодушными. В такой их работе, считаю, содержится ясный и сильный посыл для других моих земляков.
Сегодня проект «Эко-город» реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов и Правительства Ставропольского края.